Дети уселись в ряд на диване. Знакомимся. Даниил, Даша, Алена, Артем, Алина, Ева, Ксения, Максим, Милана, Александр, Николай.
— Как вы тут поживаете?
— Хорошо, — отвечают вразнобой.
— На речку уже ездили сегодня?
— Не... — все одиннадцать синхронно помотали головой. Досадно, оператор не поймал в кадр.
Село Фадеята в 10 километрах от Майского Краснокамского района, на старой очерской петляющей дороге. На въезде свернули на бетонку. Вдоль улицы выстроились дома на двух хозяев, современные строители называют такие дуплексами, а на селе «пятистенкой». В половине дома под зеленой крышей живет многодетная приемная семья Чекиных. Первая приемная семья в Фадеятах.
Сосна у калитки хвойной лапой цепляла волосы. За пестрым палисадником высокое крыльцо, к перилам подвешены кашпо с цветами. Из приоткрытого окна доносились тонкие голоса.
— А где вы купаетесь?
В это жаркое лето Чекины почти каждый день ездят на Каму.
Семья с порога призналась, что к съемкам готовились: накануне смотрели наши ролики, видео проекта «Жила-была семья». Но от волнения Ирину Александровну это не спасло. Папа Владислав Валерьевич вообще ушел плести арматуру для фундамента. И даже футболку надел с надписью «Бабайка», ну, чтобы не отвлекали. Изредка ревела болгарка. К своему дому Чекины будут пристраивать комнату.
Продлевать будете?
Дом Чекиных никогда не пустовал. В 1998 году без присмотра остались двое братьев Владислава Валерьевича. Старшие заменили им родителей. Каждое лето к Чекиным в Фадеята приезжали дети подруг, подружки дочери. А когда родная дочь поступила в институт и уехала, Ирине Александровне «сильно захотелось девочку».
— Пришла в опеку и говорю: «Давайте». Меня отправили учиться, прошла школу приемных родителей.
В опеке вместо девочки приемной маме предложили двух мальчиков. У Коли и Артема уже была путевка в детский дом. Чекиным дали два месяца на то, чтобы вернуть обратно. Видимо, по гарантии. Через два месяца звонок: «Будете возвращать?» «Нет, это мои». Позже выяснилось, что у парней есть сестра Ксения. Она и стала первой приемной дочкой.
— Упомнить бы, кто за кем пришел, — ищет помощи Ирина Александровна у старших дочерей. — Потом появился Максим. Эля... Даша... Ева... Ева появилась, когда я уже работала в СВГ.
Это такая форма устройства детей — семейно-воспитательная группа. Дети в приемной семье временно, пока кровная мама не одумается: найдет работу, обустроит жилье. Некоторые, правда, несколько раз возвращаются.
Ирине Александровне еще во время учебы в школе приемных родителей предлагали стать воспитателем временной группы. Она тогда отказалась, говорит, мне надо «один раз и навечно». Через два года все-таки согласилась попробовать. И за четыре года у Чекиных стало семь приемных и четверо временных.
— Взяла Еву с Сашей, а назавтра надо было в школу, Еве в первый класс. По пути заехали в магазин за портфелем и кроватью.
Притирки с родителями
Ирину Александровну отвлек звонок.
— Бабушки звонят, — заметила мама. — У детей замечательные бабушки.
— Без кавычек?
— Без кавычек. Из-за возраста и здоровья они не смогли взять детей под опеку. Но мы тесно общаемся. Это их родня, корни, история.
— Ревности у вас нет?
— Есть. Родители дарят им сейчас подарки, и для них родители — праздник. Мы-то можем и потребовать делать уроки, уборку. А с ними они видятся раз в полгода. И это как праздник для детей. Но я не запрещаю родителям дарить детям подарки.
Папы изначально к приемной маме относятся настороженно и даже агрессивно. Но это, скорее всего, из-за чувства вины. Потом идут оправдания, мол, меня и не спросили, я был на заработках.
— Сначала требуют, потом притираемся.
На свидания с родителями Ирина Александровна детей отпускает не всегда.
— Если у меня есть сомнения, разрешать ли детям встречу с родителями, мы с сотрудником опеки или КДН выходим и смотрим.
Если «все в порядке», встреча состоится.
— Я стараюсь с родителями поддерживать отношения, интересуюсь их проблемами, подбадриваю, — продолжает приемная мама. — Они же не люди второго сорта, просто допустили ошибку. Как-то и я могу помочь. Они нас никогда не полюбят, у них ревность. Но я рассказываю, что детям у нас хорошо, и предлагаю им дружбу. Я всегда ставлю себя на их место, и тогда сразу становятся понятны их переживания. Надо давать им шанс.